К началу

Перспективы инди-ретейла в условиях экспансии сетей

Фото: norma.uz

Экспансия торговых сетей в России ускорилась, при этом эксперты отмечают, что современные несетевые форматы торговли имеют свою нишу, где их серьезные конкурентные преимущества могли бы реализоваться в полной мере. Сдерживающее влияние оказывает, пожалуй, недостаточный платежеспособный спрос.

В прошлом году присутствие торговых сетей на российском рынке значительно расширилось, особенно в розничной торговле пищевыми продуктами, где доля сетевиков и без того традиционно выше, чем в среднем по рынку. Если с 2012 по 2016 годы ежегодный прирост доли сетей по данным Росстата варьировался в диапазоне от 1,8% до 2,8%, то в прошлом году он увеличился сразу до 3,7%.

Наибольшего присутствия сетевые ретейлеры достигли на продуктовом рынке Петербурга – 80,7% при среднероссийском уровне 37%. В Москве еще ниже – 29,5%, но темпы сетевой экспансии в столице выше, чем в среднем по стране – 9,5% за год.

Плюсы и минусы

Главная проблема несетевых ретейлеров в невозможности тягаться с крупными игроками по уровню закупочных цен. Выходом из этой ситуации может стать участие в закупочном альянсе, позволяющем небольшим игрокам сообща получать скидки поставщиков за крупнооптовые партии товара. Однако, выигрывая в закупочной цене, инди-ретейлер (от англ. independent – независимый) рискует потерять эксклюзивность ассортимента, на которой он мог бы строить свою маркетинговую политику: инди-ретейлер закупается у независимого поставщика с учетом потребностей инди-потребителя – такая стратегия может стать «фишкой».

Другими преимуществами несетевой торговли, по мнению экспертов, могут быть индивидуальный подход к клиентам, эксклюзивный интерьер и технологии, более качественное консультирование покупателей. Учитывая появляющуюся у людей усталость от бодряческой рекламы и «казенного», пусть даже подчеркнуто вежливого, обслуживания, борьба сетевиков с независимыми могла бы закончиться в ничью. «Маленькие продуктовые магазинчики у дома - это прекрасно. В век супермаркетов они будят в тебе некую веру в свободу малого предпринимательства и свободу выбора у потребителя» - написала участница спора о предпочтениях в ретейле в одном из специализированных пабликов Фейсбука.

Фактор платежеспособного спроса

Понимая преимущество независимого формата, сетевики стараются сделать свои магазины ярче и эксклюзивнее. «Гипермаркеты вынуждены проводить ребрендинг, который предполагает работу с визуальным обликом магазина и структурой ассортимента в части брендированных товаров и частных торговых марок» – отмечает доцент кафедры маркетинга и торгового дела Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова. По ее мнению, гипермаркеты сегодня вынуждены искать уникальные конкурентные преимущества в области работы с ассортиментом, например, расширять собственное производство, совершенствовать мерчандайзинг, реализовывать концепцию shop in shop, открывая на своих площадях кофейни, лавки и бутики.

Конкурентные «козыри» есть у обеих сторон соперничества, и структура рынка могла бы стабилизироваться на существующем уровне, тем более, что экспансия сетей зашла уже достаточно далеко. Стабилизации ситуации мешает низкий платежеспособный спрос населения. По данным исследования «Рамир», в июне этого года средний чек россиянина в продуктовых магазинах снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5%, с 521 до 513 рублей. Большинство наших сограждан регулярно покупают в основном один и тот же набор минимально необходимых повседневных товаров. Как известно, именно в этом сегменте наилучшим образом чувствуют себя глобальные игроки. У независимого бизнеса появляется шанс, например, в районах локализации более-менее обеспеченных горожан – здесь уже можно конкурировать качеством товара и обслуживания, а не только ценой.

Экспансия одобрена потребителями

Такие локации, особенно в крупнейших мегаполисах, безусловно есть, но ситуация с платежеспособным спросом основной части населения пока не улучшается, поэтому продолжается и наступление сетей. По данным исследования центра социального проектирования «Платформа» их доля выросла в России с 51,1% в 2015 году до 57,2% в 2017-м. При этом сократилось не только присутствие традиционной прилавочной торговли (с 28,3% до 22,9%), но и несетевых современных форматов (с 14% до 13,2%). Кстати, несмотря на все усилия государства доля рынков и ярмарок стабилизировалась на уровне 6,7%, увеличить ее пока не удалось.

Ратуя за развитие самостоятельного (не франчайзи) малого бизнеса, справедливости ради надо отметить, что предпочтения покупателей сегодня в основном на стороне сетевых операторов. Согласно недавнему исследованию «ВЦИОМ-Спутник», покупать продукты в сетевом магазине предпочитают 72% респондентов. Продовольственным магазинам у дома отдают предпочтение 33% покупателей, постоянно действующим рынкам 20%. Получается, что реальная структура рынка движется в сторону потребительских предпочтений.

Может быть и так, но с другой стороны, если станет больше современных интересных несетевых концепций, люди оценят их и могут изменить свои предпочтения.

Дмитрий Манылов

Выбор редакции

  • ТРК «Европолис» в Ростокино вошёл в пятёрку крупнейших моллов Москвы по арендопригодной площади

  • Между Востоком и Западом, или Ищи свою уникальность