К началу

Музей Иосифа Бродского «Полторы комнаты»: пространство-наследие и современная культурная площадка

Музей Иосифа Бродского в Доме Мурузи задуман как современная культурная площадка. Начало работы музея, которого город ждал двадцать лет, намечено на 2020 год. Проект предусматривает создание экспозиций в отреставрированных «Полутора комнатах» и открытие нового пространства в соседних помещениях.

История проекта

В 2017 году FORTGROUP дал старт работы Brodsky.online — некоммерческому проекту в области культуры, направленному на вывод из тупика ситуации с музеем Иосифа Бродского в Петербурге. Коммунальная квартира на Литейном проспекте, дом 24, в которой крупнейший русский поэт и нобелевский лауреат жил с 1955 до 1972 гг., не могла быть открыта для посетителей по ряду причин. Совместно с Фондом создания музея Иосифа Бродского (председатель Михаил Мильчик) и при поддержке Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (директор Нина Попова) FORTGROUP создал частный музей «Полторы комнаты», который в начале 2020 года стал принимать гостей.

Музей Бродского включает мемориальные комнаты, где проводится реставрация, и помещения специально приобретённой квартиры, оформленной по проекту архитектора Александра Бродского. Главная идея пространства — работа в качестве неформальной площадки, формирующей «свободный музей» нового типа. Временные выставки подлинных предметов, работа с проекциями, современное искусство, авторские экскурсии — всё это делает музей постоянной точкой притяжения разных творческих сил. Лекторий музея предназначен для событий разных жанров, от дискуссий и поэтических вечеров до кинопоказов и рэп-баттлов.

Формат камерной культурной площадки «Полутора комнат» сочетается с серьёзной исследовательской деятельностью команды музея в составе FORTGROUP: мы предлагаем авторское осмысление жизни и творчества Иосифа Бродского и регулярную смену контента.

В музее ещё предстоят строительные работы, но FORTGROUP уже демонстрирует первые итоги реставрации и показывает, как пространство работает: в нём состоялось несколько творческих встреч — с Леонидом Парфёновым и Николаем Картозия.

Парфёнов.JPG

Картозия.JPG

Творческие встречи

Леонид Парфёнов рассказал о выпуске программы «Намедни», посвящённой памяти Бродского, своём прочтении его творчества и обозначил динамику строительства и обустройства музея.

— Мне очень импонирует, что пространство осваивается столь неторопливо, — сказал Леонид Геннадьевич. — Первые 20 лет решались юридические и правовые вопросы: войти в такое пространство просто так, с бухты-барахты, конечно, вряд ли возможно. А последние года полтора, когда в музее приняла участие FORTGROUP, оказались довольно динамичные. И сейчас шаг за шагом ищутся возможности того, как этому пространству-наследию жить, что оно может давать городу и людям, которые сюда будут приходить.

Парфёнов высказал своё мнение о том, что задача музея — раскрыть несомненную востребованность поэзии Бродского, её близость к современной интеллигенции, современной молодёжи.

— То, как через этого последнего классика нам можно почувствовать современной более раннюю литературу… Он шёл от Ахматовой, от Анненского, от Мандельштама — а они, в свою очередь, шли от поэзии 18-го века. Вот, как это соединить в сегодняшнем состоянии читающей и, по счастью, вернувшейся к рифмам публики — это огромная задача для такого пространства, — считает мэтр российского телевидения.

Эту задачу ещё предстоит решать, но Музей Иосифа Бродского в Доме Мурузи уже начал жить как современная культурная площадка.

Леонид Парфёнов представил кадры из своего документального фильма «Русские евреи», в котором отдельная глава называется «Броды и Бродские», а Николай Картозия на своих творческих встречах — полную авторскую версию фильма «Бродский не поэт» (2015 год), который считается лучшим документальным фильмом о Бродском, снятым после его смерти. Эксклюзивные интервью друзей и учеников, кадры хроники и американских адресов поэта и даже комментарий генерала КГБ, выславшего Бродского из страны — уникальный материал и точная интонация обеспечили авторам фильма Николаю Картозии и Антону Желнову премию «ТЭФИ» и, что важнее, признание в среде бродсковедов.

Особенностью творческих встреч, как и самого Музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи, является камерность, «домашность» обстановки: никакого пафоса и высокого штиля.

— Ведь это не совсем музей, — говорит Максим Левченко, директор Музея. — Это, скорее, тёплый дом, очаг.

Каким он был для Иосифа Бродского и каким должен стать для наших современников.
Тёплый дом.JPG

Выбор редакции

  • Максим Левченко, управляющий партнёр FORTGROUP: «Хорошо, что губернатор — не Милонов»

  • В ТРК «Европолис» в Ростокино завершился очередной этап реконцепции