К началу

В Европе падают объемы строительства торговых центров

Фото: i.pics.livejournal.com.ru

В Европе снижаются объемы строительства новых торговых центров. Эксперты связывают эту тенденцию с ростом онлайн-торговли. Однако девелоперам это дает почву для инновационного подхода к проектированию и строительству новых ТРК, которые совмещают в себе шоппинг, гастрономию, развлечения и досуг для всех семьи.

Согласно последнему отчету EuropeanShoppingCentresReport аналитиков из Cushman & Wakefield, объем строительства торговых центров в Европе в 2017 году снизился на 23% по отношению к показателям годом ранее и составил 3,8 млн кв.м.

При этом на начало 2018 года общая площадь всех европейских торговых центров увеличилась на 2,3% по сравнению с началом 2017 года, - до 166,5 млн кв.м. Наибольшая доля – 109,7 млн кв.м. – приходится на Западную Европу. Еще 56,8 млн кв.м. находятся в Центральной и Восточной Европе.

Во втором полугодии 2017 года Турция построила 495 тыс. кв. м. и заняла таким образом первое место в рейтинге стран-девелоперов, отодвинув Россию с показателем 330 тыс. кв. м. на второе место. Третью позицию занимает Польша, построившая 298 тыс. кв. м, говорится в отчете.

По мнению аналитиков, изменения потребительского поведения и рост онлайн-торговли представляют сегодня серьезную проблему для владельцев торговых центров и ритейлеров, но могут также дать новые возможности для развития. В ближайшие два года специалисты ожидают около 6,6 млн кв м. земли под новое строительство. При этом, по их прогнозам, продолжится четкое разделение между востоком и западом. Так, в Западной Европе ожидается снижение строительства на 21,3%, а в Центральной и Восточной Европе – увеличение на 12,3%. Это продолжит тенденцию последних десяти лет, когда Западная Европа отставала от Центральной и Восточной с точки зрения роста готовых площадей.

Сильвия Джодловски (Silvia Jodlowski), автор отчета и старший аналитик Cushman & Wakefield, комментирует ситуацию: «Рост онлайн-торговли, изменения потребительского поведения и их ожиданий, технологическое развитие и постоянно растущий спрос влияют на развитие европейских торговых центров и приводят к снижению строительства новых пространств. Эта тенденция справедлива, в первую очередь, для более развитых западноевропейских рынков, а также для Центральной и Восточной Европы». По словам госпожи Джодловски, сегодня в центре внимания проектировщиков качество новых торговых центров. Хорошо продуманное и качественное пространство по-прежнему очень важно для владельцев, чтобы привлекать клиентов в торговый центр. Здесь у девелоперов есть реальное преимущество, так как сочетание розничной торговли, отдыха и развлечений по-прежнему недоступно в интернете, говорит эксперт.

Джастин Тейлор, глава EMEA Retail at Cushman & Wakefield, добавляет, что сегодняшние торговые центры сильно отличаются от тех, которые были созданы двадцать лет назад. «Они должны постоянно развиваться, чтобы оставаться интересными для все более опытных и требовательных клиентов. Термин «торговый центр» постепенно становится неактуальным, потому что основное внимание уделяется уже не покупкам как таковым. Важнее становятся впечатления, которые складываются совокупно из шоппинга, гастрономических удовольствий, развлечений и дополнительных услуг», - рассуждает господин Тейлор.

Кристина Наумова

Выбор редакции

  • Максим Левченко, управляющий партнёр FORTGROUP: «Надеюсь, уже скоро мы все выйдем-таки из своих комнат, а друзья нашего музея, поклонники Бродского снова соберутся у нас в «Полутора»

  • Максим Левченко, управляющий партнёр FORTGROUP: «Людей может погубить не коварный вирус, а банальные голод, стресс и... неумеренное бухло»