К началу

Максим Левченко: MAPIC импортозаместился

Фото: архив FG

- Все...
пакую чемодан в каннской гостинице, что расположена напротив Дворца Фестивалей.
Очередная поездка на Лазурный берег ещё больше разочаровала меня во французском кофе. Утренние пробежки или прогулки по набережной Круазет, на которой, кстати, идёт активная реконструкция - обязательная часть программы пребывания в этом славном городке. Некоторые гости от чрезмерного поедания устриц и фуа-гра накануне вечером делают это с трудом.

На минувшей неделе в Каннах завершилась очередная выставка MAPIC 2018. Владельцы крупных торговых центров, ведущие ретейлеры и вдыхающие надежду во всех участников рынка консультанты, по традиции собрались во Дворце Фестивалей.

Наших соотечественников на MAPIC в этом году было мало, раз-два и обчелся. Пальцев руки хватит, чтобы пересчитать российские стенды. Хорошо, если пяток наберется. Да и те оказались скромненькие.
Почему русские не поехали? Легче всего свалить на санкции и кризис. Мол, дела на родине у многих идут не ахти, вот и сдулись ребятки. Да, ситуация сейчас не айс, период в экономике не самый сахарный, но дело не только, а может, и не столько в этом. Такое объяснение было бы слишком простым.
Причин снижения интереса российского бизнеса к «лазурной версии» MAPIC несколько. Разумеется, ни о какой изоляции (в том числе, с приставкой само-) речь не идет. Наш рынок по-прежнему интересен Западу, ведь львиная доля ретейла в России принадлежит иностранным компаниям. На рынке работают западные архитекторы, инженеры, консультанты, девелоперы и даже банки. 
Дело в ином. Снизилось количество предложений, затормозился ввод новых торгово-развлекательных центров, сбросили обороты многие сети, ретейл развивается не так стремительно, как в предыдущие годы, а многие просто уходят.

В Каннах бродили упорные слухи, будто Stockmann, Hamleys и Castorama окончательно решили сделать России ручкой и собирают вещички.

Есть соблазн заголосить: стагнация! Но, на мой взгляд, что всё идет в правильном направлении. 
Законы диалектики никто не отменял: количество переходит в качество. На место уходящих обязательно приходят новые. Свято место пусто не бывает.

Логика такая: да, новых предложений на рынке объективно меньше, в том числе, и потому, что не появляется новых земельных участков, население не растёт ускоренными темпами. 
Это первое. И второе. Рынок начинает развиваться по пути реконцепции существующих ТРК.

Проиллюстрирую на примере Fort Group.
На MAPIC мы начали ездить лет семь назад.

В 2012-13-14 нам было, что предложить рынку — в большом объёме. Шел период активного развития, ввода новых ТРЦ и реконцепции старых.

В 2015-м и 2016-м мы занимались операционной деятельностью, наши центры в СПб были заполнены на 100 процентов.

В 2017-м мы взяли в управление пять старых торговых центров в Москве.

В результате в 2018-м у нас был, пожалуй, самый большой по площади (около девяноста квадратных метров) и основательный по начинке российский стенд. Оформление выдержали в национальном стиле — с витринами из гжели и хохломы. Наливали шампанское, угощали кофе с печеньками.
Но народ тянулся к стенду не из-за этого. У нас опять есть то, что можно предложить.
Сегодня у Fort Group один из самых крупных пакетов коммерческой недвижимости в России, он включает пять московских ТРЦ и десять питерских. Мы одновременно работаем по разным направлениям, готовим масштабное обновление и «Europolis Ростокино», других московских объектов, а также «Сити Молл» в СПб.

Рынку это интересно. Особенно в момент, когда поляна сужается. Как сказал Илья Кабаков, пожалуй, наиболее известный из ныне здравствующих (и наверняка самый дорогостоящий) художников российского происхождения: в будущее возьмут не всех.
Надо успеть забронировать свободные места.

Но... вот главный вопрос! Точнее, больной.
Мы прикинули с коллегами: с кем удалось пообщаться на MAPIC-2018. Оказалось, практически все — это наши постоянные собеседники по Москве и Питеру. Почти никого из новых. Зачем, спрашивается, летели? Дома встречаться и проще, и дешевле, и эффективнее. В конце концов, теперь есть московский МАПИК, где все классно и толково организовано.
Вот пришел к нам на огонек генеральный директор одной из крупнейших российских сетей. Чуть ли ключевой вопрос в повестке (с обоих сторон)... наклейки на витрине их магазина в столице.

Неужели надо было Fort Group строить стенд, командировать во Францию кучу людей, чтобы в итоге поговорить о наклейке?
Безусловно, мне приятно встретить дорогих коллег, но хочется видеть больше незнакомых лиц, завязывать новые полезные деловые контакты.

MAPIC в Каннах - это, конечно, прежде всего имиджевый проект, нужно быть в обойме, на слуху. Возможность посмотреть на европейские проекты, поесть устрицы с хорошими знакомыми, выпить бордо. Московский МАПИК, скорее, рабочее мероприятие, где все строго и по делу.
Да и кофе в российской столице научились варить лучше французов...

Изображение: архив FG

Изображение: архив FG

Изображение: архив FG

Изображение: архив FG

Изображение: архив FG

Изображение: архив FG


Выбор редакции

  • Модно и повседневно: Just clothes вместо Uniqlo

  • Мамы примеряют, монстры отдыхают