К началу

Потребители адаптируются к новой реальности

Фото: smartmoney.today

Судя по июльскому опросу ВЦИОМ, российские потребители начали выходить из состояния неопределенности, охватившего их в начале нынешнего года. В январе доля затруднившихся с ответом на вопрос: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» - взлетела до 29% по сравнению с декабрьскими 15%. Только к середине лета процент неопределившихся снизился до пиковых значений прошлого года.

Значительная часть этих людей в июле перекочевала в разряд оптимистов, в результате Индекс потребительского доверия ВЦИОМ вырос до 45. Это соответствует декабрю прошлого года, предшествовавшему взлету потребительской неопределенности. За весь период после девальвационного кризиса конца 2014 года лучший результат зафиксирован только в августе прошлого года, когда индекс достиг значения 47.

потребительское доверие_2.png

Средний класс поредел

Августовские данные ВЦИОМ о потребительском доверии еще не опубликованы, но уже вышла информация Росстата, согласно которой оборот розничной торговли увеличился в августе этого года по сравнению с июлем на 3,6%. Это дает повод для оптимистического прогноза по Индексу доверия потребителей.

О стабилизации ситуации на российском потребительском рынке говорят и в Sberbank CIB. По мнению исполнительного директора, старшего аналитика компании Михаила Красноперова, за последние четыре года численность представителей среднего класса в России сократилась с 61% до 48% населения. «Это говорит о том, что 16 млн человек мигрировали из среднего класса в класс ниже среднего, но позитивный момент в том, что эта миграция закончена и продолжаться не будет» - поделился своим прогнозом с MarketMedia Михаил Красноперов. Учитывая эти данные, июльское снижение потребительской неуверенности можно трактовать как признак адаптации мигрантов из среднего класса к новой реальности своей пониженной потребительской ниши. 

Кредиты не спасают

Несмотря на июльский рост Индекса потребительского доверия, до значений конца 2013 – начала 2014 года ему далеко. С неготовностью потребителей к крупным покупкам не смогла справиться даже неплохая динамика снижения кредитных ставок. На начало августа этого года средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам составила по данным Банка России 9,57% годовых. В предкризисном июне 2014 года она равнялась 12,2%, а летом 2010 – 13,49% годовых. Похожая ситуация и по автокредитам: 13,36% сейчас (кредиты на срок от одного года) и 15,8% летом 2014 года.

Снижение ставки конечно подстегивает потребительскую активность, но падение доходов оказалось в последние годы настолько значительным и затяжным, что потребители не спешат расставаться с пессимистическими настроениями. Не способствует этому и недавнее повышение ключевой ставки Банка России до 7,5% годовых.

Серьезный рост экономики на ближайшие годы не прогнозирует практически никто из экспертов, при этом падение, судя по текущей статистике, приостановлено. Консервацию ситуации ощущают сегодня как участники рынка, так и большинство потребителей. Преобладание подобных настроений у россиян отметил в прошлогоднем исследовании институт Гэллапа, оценивший в разных странах ожидания, связанные с 2018 годом. Россия в этом исследовании на первом месте по числу людей, считающих, что нынешний год будет точно таким же как предыдущий.

Дмитрий Манылов

Выбор редакции

  • Модно и повседневно: Just clothes вместо Uniqlo

  • Мамы примеряют, монстры отдыхают