К началу

Прибыль автоматом

Фото: ponedelnik.info

Эксперты полагают, что в ближайшем будущем набор вендинговых аппаратов, представленных в объектах коммерческой недвижимости России может серьезно расшириться. Зарубежный опыт показывает, что спектр функций автоматических киосков может быть гораздо шире, чем продажа кофе, линз и напитков. Вендинг может работать, например, с книгами, как в США, медикаментами, как в Японии и Китае или с чем-то специфическим российским.

К вендинговым аппаратам в объектах коммерческой недвижимости в крупных городах России уже все привыкли, наличие аппаратов по продаже кофе, напитков и снеков уже даже считается обязательным. Также прочно заняли нишу устройства по продаже контактных линз, готовых букетов, средств гигиены, а также аппараты для мгновенной печати фотографий и игровые. Однако зарубежный рынок вендинга развивается быстрее, особенно это заметно в Японии и Китае, где можно встретить автоматизированные киоски по продаже риса или бананов, медикаментов и даже галстуков, а в США и Европе в автомате можно купить вино или книги.

«Также за рубежом активно используются вендинговые аппараты по продаже и приготовлению еды: картошка фри, капкейков, суши и роллов, пиццы, свежего хлеба. Вполне вероятно, что и России, в скором времени ассортимент вендинговых аппаратов расширится, пусть не за счёт риса и бананов, но своих «отечественных» продуктов и изделий», - полагает Екатерина Аридова, исполнительный директор департамента управления недвижимостью Colliers International.

«Рынок вендинга относительно новое направление в России, которое продолжает своё развитие – считает заместитель коммерческого директора FORTGROUP Дарья Сизых. - Нам ещё далеко до рынка Америки или Японии. Предложения среди операторов пока не так разнообразны, хотя постепенно появляются новые профили. Также стоит отметить, что в магазинах продолжается постепенное развитие концепция human-less. Поэтому вполне вероятно, что в будущем появятся новые гибридные форматы этих двух направлений».

Специалисты говорят, что количество вендинговых аппаратов в торговых центрах не ограничено и зависит, скорее, от наличия свободных площадей и ассортимента изделий на рынке. «Ключевым фактором успеха для вендингового аппарата является его расположение в торговом центре – посетителям должно быть просто и удобно его найти, воспользоваться им. Например, приобретая бутылку воды «на бегу» по пути на парковку за автомобилем, или логично находя линзомат недалеко от аптеки», - полагает Екатерина Аридова.

По мнению Дарьи Сизых, ставки аренды в сегменте вендинга достаточно стабильны. Неизменны ставки также по развлекательным и игровым аппаратам, которые продолжают пользоваться спросом среди посетителей. «Однако если говорить про платежные терминалы, то здесь ситуация несколько отличается – отмечает Дарья Сизых. - В связи с расширением возможностей онлайн банка, ставки для терминалов не показывают прирост, более того, в некоторых проектах сокращается их присутствие. Посетители предпочитают совершать операции, используя смартфон. В среднесрочной перспективе доля аппаратов в существующем формате значительно сократится».

В целом ставки аренды площадей для вендинговых аппаратов выше, чем для классических арендаторов помещений в моллах, устройство занимает не более двух квадратных метров, на доходность его не влияет сезонность или фонд оплаты труда продавцов.

В Москве ставки во многом зависят от успешности объекта недвижимости и могут достигать 50 000 рублей в месяц за один автомат, рассказывает госпожа Аридова. По ее словам, окупаемость устройства прямо пропорциональна трафику локации, арендной ставке и может занимать 1-2 года с момента установки.

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ» считает, что наиболее прибыльными является аппараты по продаже кофе, стоимость которых в зависимости от функционала оборудования, с учетом первоначальной загрузки и необходимого обслуживания, может составлять от $1800 до $5000. «Весьма прибыльны аппараты по продаже прохладительных напитков и снековые аппараты (их стоимость соизмерима со стоимостью кофейных автоматов, но не требует наличия в вендоре запаса воды). Все перечисленные категории способны окупиться в срок от 5 до 10 месяцев. Чуть медленнее окупаются ставшие популярными последнее время вендинговые аппараты по продаже контактных линз. Если в указанные сроки вендинговый аппарат не вышел на окупаемость, это является достаточно верным сигналом, что локация была выбрана неправильно и надо искать новое место для расположения торгового автомата. Именно мобильность, способность оперативно переместить аппаратуру в новое место является одним из наиболее привлекательных факторов, поддерживающих популярность вендиновой торговли на достаточно высоком уровне», - рассуждает эксперт.

Роман Русаков, Дмитрий Манылов

Выбор редакции

  • Модно и повседневно: Just clothes вместо Uniqlo

  • Мамы примеряют, монстры отдыхают